Средневековые древности Великого Новгорода

В 2016–2017 гг. Новгородская экспедиция Института археологии РАН проводила исследования в жилых кварталах четырех районов средневекового Новгорода: Неревском, Людином, Плотницком, Славенском. На участках площадью более 8 тыс. кв. м, отведенных под жилищное строительство и прокладку городских коммуникаций, изучалась застройка городских усадеб XI–XV вв. Мощность культурного слоя на объектах достигала 5 м.
В результате раскопок получено более 8,5 тыс. индивидуальных находок из черного и цветных металлов, кости, янтаря, стекла, камня и глины, дающих представление обо всех сторонах жизни средневековых новгородцев.
Среди наиболее важных находок — берестяные грамоты, одна из которых обращена к группе административных лиц и содержит требование вызвать в суд трех человек, направив к ним для этого специального пристава — позовника; инструменты для письма — писала; монеты; вислые актовые свинцовые печати, применявшиеся для делопроизводства; различные украшения; предметы личного благочестия.
Обнаружено несколько десятков нательных иконок и крестов и два амулета-змеевика XI–XIII вв. На одном из них помещено изображение Богоматери (тип «умиление»), с оборотной стороны женская голова с отходящими от нее змеиными туловищами. На втором — изображение Распятия, на оборотной стороне змеевидный мотив.
В Славенском конце в слое середины XIII в. обнаружен уникальный для средневековой Руси артефакт — миниатюрное металлическое китайское зеркало, представляющее собой оригинальный тип восточных древностей, впервые зафиксированный на территории средневековой Руси. Обратная сторона зеркала декорирована рельефными изображениями животных китайско-тюркского 12-летнего животного цикла, расположенных по кругу (по часовой стрелке). Под изображением каждого животного сохранились неясные следы числительных иероглифов, соответствующих неизменному порядковому номеру животного в их общем ряду.
Эта система вошла в употребление в Китае в начале нашей эры и дожила до XXI в., оставаясь основой народного календаря и астрологии. Наиболее широкое распространение система получила в VIII–XIV вв., что отразилось в письменности многих народов, в XIII в. с монгольским завоеванием она проникла далеко на запад. На Руси она получила известность через посредничество кочевых монгольских и тюркских народов.
Суть этой системы заключается в том, что годы («лета») именуются не по числам (номерам), а по именам животных, расположенных в определенном порядке, и каждому животному соответствует свой циклический знак-иероглиф: 1) мышие — цзы子, 2) волово — чоу丑, 3) пардушье — инь寅, 4) заячье — мао卯", 5) змиево (змей, дракон) — чень辰, 6) змиино (змея) — сы巳, 7) конево — у 午, 8) овечье — вэй未, 9) обезьяниино — шень申, 10) курячее — ю 酉, 11) песье — сю戌, 12) свиное — хай 亥..
В результате археологических работ получен богатый материал о времени первоначального освоения территорий и топографии средневекового Новгорода а также об особенностях материальной культуры новгородских горожан в XI–XV вв.

error: Content is protected !!